Большинство студентов на вопрос о степени усталости после урока ответили, что чувствуют себя хорошо и практически не устали. Это же и отлично! Значит, урок не был нудным и неинтересным.
На вопрос, ощутили ли студенты скуку во время уроков, подавляющее большинство студентов ответили “нет”. Урок пролетел незаметно, и у них не было времени отвлекаться и думать о чем-то другом.
На вопрос о степени их собственного старания, мнения группы разделились. Так как на первом уроке они вспоминали алфавит, простые фразы и несложную грамматику, студентки Лидия и Керн, возможно, пользовались знаниями со школы, им было легко и не приходилось напрягаться для достижения результатов. Но это только начало, посмотрим, насколько легко им будет с носителем языка! Ирина, Елена и Ольга ответили, что могли бы приложить больше усилий и старания, и поверьте, у них еще будет такая возможность! Мария написала, что она выложилась на все 100 процентов.
Что касается самих заданий, тут студенты отметили, что все задания были полезны и важны. Трудности вызвали такие задания, как отработка правильного произношения, воспроизведение фраз по памяти и запоминание команд.
Что касается их преподавателя Ксении, вся группа единогласно отметила, что они получили достаточно персонального внимания с ее стороны и если им было трудно, Ксения всегда приходила на помощь.
Итак, после первого урока все студенты ушли довольные, с желанием прийти на следующий урок, который, кстати сказать, будет вести Вильям – преподаватель из Англии. Так пожелаем же группе удачи! Ну а вы, дорогие друзья, не пропустите следующие отчеты! Будет жарко!
Немного об успехах отдельных студентов:
1) Мария и Елена поначалу испытывали тревогу, но преподавателю удалось разрядить обстановку
доброжелательным поведением. Им удалось не напрягаться, из-за того, что они не могут понять
каждое слово. А также удалось употребить фразы, выученные ранее. Они пытались что-то еще сказать учителю,
ведь за этим они сюда и пришли. Их разговор с иностранцем однозначно состоялся, однако они поняли,
что им еще учиться и учиться.
2) Галине, как и большинству других участников, было скорее любопытно, а если и была какая-то
напряженность, то она очень быстро прошла. Однако она всё же считает, что ей с трудом далось общение.
3) Лидия и Ольга испытали некоторые трудности в беседе. Одна из девушек так и не осмелилась
что-то сказать преподавателю, а другая сделала только одну неудачную попытку. Не страшно!
Для того и сделан экспресс-курс, чтобы сломать этот барьер. Мы уверены, что в будущем нашим студентам
станет легче!
Будем следить за их успехами!
А вот результаты опроса:
Все студенты согласны с тем, что уроки становятся сложнее. Однако, мнения разделились:
для кого-то уроки стали лишь чуть-чуть труднее, а для кого-то заметно. Все согласны с тем, что
они успевают закрепить материал предыдущих занятий, хотя есть некоторая потребность в речевых
упражнениях на конкретные фразы. Почти все хорошо привыкают к своей группе, и почти все понимают
инструкции, которые дает преподаватель на английском. Однако программа все-таки не такая простая:
только два человека на этом уроке дошли до выполнения дополнительных заданий, (заданий, которые
они делают, если успели выполнить все остальные). Хотя возможно это человеческий фактор: большинство
студентов считают, что могли приложить больше усилий. Кроме Лидии, студенты согласны с тем, что абсолютно
все задания, которые давал учитель были полезны. Лидия же считает, что ей не очень пригодилась работа в
парах с цифрами. Одновременно для многих других работа с цифрами была одним из самых сложных заданий.
А вот Елена и Лидия самым сложным считают правильное произношение.
Любопытно, что на вопрос, "Устали ли вы после урока" все дали разные ответы. По десятибалльной шкале от 1 до 10, были выставлены следующие отметки: 1, 3, 3, 5, 7, 8. В целом, это говорит о том, что есть еще место для маневра.
Пара человек попросили дополнительное домашнее задание.
Наш пятый урок начался с повторения пройденного материала. В частности, нужно было отгадать зашифрованное слово, например: sictie (cities). В таком задании очень важны навыки правописания (spelling)!
Затем, во время проверки домашнего задания, возникли вопросы. Студенты жаловались на незнание слов. «Мы такое слово не проходили» — услышала я. Друзья, давайте использовать словари! Открывайте словарь каждый раз, когда встречаете при выполнении домашнего задания незнакомое слово, и ваш "багаж знаний" будет пополняться.
На занятиях мы иногда для разминки играем, в том числе и в этот раз. Мы играли в простую игру — домино. Кто бы мог подумать, что победить в ней поможет знание цифр на английском. (наше особое домино использует наполовину классические точки, а наполовину — записанные английскими словами числа)
Следующим пунктом в программе было видео-задание, что очень заинтересовало студентов. И хотя при первых непонятных словах энтузиазм немного угас, мы не унывали и добились поставленной цели, а именно, услышать и записать продиктованные по буквам имена (популярный способ называть свое имя для записи в англоязычных странах).
Новой информацией на занятии был список стран и городов, названия которых студенты пытались предположить, используя языковые догадки (опознать слова, опираясь на контекст или похожие слова в своем языке). Затем при работе в парах и группах у них была возможность применить новые слова при ответе на простые вопросы, к примеру: Where are you from? Is she from Spain?. Это задание привнесло положительные эмоции, так же как и новый вопрос: How old are you? В рамках задания студенты также могли пофантазировать в какой стране они хотели бы жить и сколько им лет в душе.
Завершающим этапом в работе было упражнение: за 5 минут вспомнить и записать как можно больше изученных слов и выражений из предыдущих уроков. Результат получился довольно интересным: кому-то удалось вспомнить целые диалоги, а некоторые написали фразы примитивной транскрипцией, что тоже можно назвать успешным выполнением задания, т.к. это показывает, что студенты знают эти слова и фразы и могут их употреблять.
В целом, можно сказать, что прогресс нашей группы заметен и есть определенная уверенность в дальнейшем успехе!
Но, скажет наш читатель, неужели этот путь пройден зря? Экспресс - это же должно быть быстро?
Давайте постараемся понять, что же происходит с нашей экспериментальной группой, какие трудности встретились им на пути к успеху, и насколько они в рельности приблизились к поставленной цели.
Когда мы только начинали, группа состояла из 7 человек. Все они прошли тестирование и были определены нами как "Beginner" (начинающий) - то есть те, кому действительно нужно изучать английский язык с самого начала. Однако, это не означало, что их стартовые позиции были равны. И на этом уровне люди могут отличаться. Следующие факторы оказывают влияние на их успехи:
Сегодня, когда половина уроков уже позади, эти особенности стали намного заметнее. Занятие за занятием мы могли наблюдать за нашими студентами и взаимодейстовать с ними, и теперь, основываясь на опросах, можем сделать некоторые выводы:
1) Для человека уже взрослого, привыкшего к российской образовательной системе, наша программа недостаточно академична. Части студентов не хватает зубрежки, постоянных повторений, неторопливой отработки, пояснений на русском языке. Как минимум две студентки недовольны недостаточным уделением внимания правилам чтения.
2) Студенты со временем устают от двухчасовых интенсивных занятий и быстрого темпа работы. Большая часть группы привыкла к этому, но считает, что продолжать в таком темпе целый год не смогли бы. При том, что многие после урока вовсе не чувствуют себя уставшими.
3) Кто-то ищет легкие пути. Это связано с особенностью экпресс-курса - мы обещаем научить студентов общению в простых ситуациях - в аэропорту, ресторане, гостинице. Еще рано говорить о том, насколько мы выполнили свое обещание, хотя наши студенты уже совершенно точно могут понимать, что им говорит преподаватель-англичанин, а также сказать несколько слов, задать простой вопрос. Но здесь и кроется проблема - многим просто не нужно большего. Люди задают вопросы, такие как: "А зачем мне это? А то? Это слишком сложно, в жизни я бы воспользовалась арабскими цифрами вместо того, чтобы вслух произносить их".
4) В целом, студенты довольны курсом. Группа сработалась, сдружилась с преподавателями. Все студенты посещают занятия, делают домашнее задание, проверяют значение новых слов в переводчиках и словарях, а также выполняют задания на уроке.
Будем работать дальше! Главное - не расслабляться.
Началось же занятие с проверки материала прошлого урока. Проверяли с помощью карточек с фразами, по которым нужно было составить простой вопрос. Вопрос должен был получиться с формой ответа "да/нет", например Do you like dogs? Ответить нужно было просто: "Yes, I do" или "No, I don't"
Ксению порадовало то, что одна из участниц курса проявила инициативу, по собственному желанию ответив на заданный вопрос развернуто: ("No I don't, I like cats"). Она предложила и остальным сделать так же, и группа с радостью согласилась. Студенткам очень понравилось, когда у них получалось сказать целое предложение.
Затем началось изучение новой темы. (There is, There are). На предыдущих уроках группа проходила названия продуктов, и здесь у них была возможность сообщить, какие продукты лежат в холодильнике. У студентов не возникло проблемы с исчисляемыми/неисчисляемыми продуктами, хотя некоторые как всегда хотели бы упростить фразы до минимума (исключив всякие "лишние" слова вроде "some"). Помогли понять тему аналогии в русском языке - ведь, хотя мы часто исключаем лишние слова, всё равно мы тоже при исчислении предпочитаем пользоваться уточнениями "пакет молока, булка хлеба", а не просто говорить "2 хлеба" (хотя некоторые и так делают).
И, ближе к концу занятия, группа поделилась на пары, которые по очереди отрабатывали диалог "официант-посетитель". У одной студентки были трудности в понимании этого диалога, но Ксения помогла ей справиться.
В итоге, можно сказать следующее: несмотря на то, что не у всех стартовые позиции были одинаковы, к этому уроку студентки уже могут общаться почти на равных.
Экспресс-курс закончился!
На последнем уроке мы попросили присутствующих участников
(к сожалению, на последнее занятие пришли не все) написать небольшие отчеты об экспресс-курсе.