ДНЕВНИК КУРСА «ЭКСПРЕСС»

Урок 1

Дневник курса Экспресс Пятнадцатого сентября состоялся первый урок экспериментальной группы, в которой на данный момент пока 7 человек, но с 1 октября их будет 9. После занятия наши студенты самостоятельно оценили их урок по специально разработанной шкале, и мы готовы поделиться с вами первыми результатами.

Большинство студентов на вопрос о степени усталости после урока ответили, что чувствуют себя хорошо и практически не устали. Это же и отлично! Значит, урок не был нудным и неинтересным.

На вопрос, ощутили ли студенты скуку во время уроков, подавляющее большинство студентов ответили “нет”. Урок пролетел незаметно, и у них не было времени отвлекаться и думать о чем-­то другом.

На вопрос о степени их собственного старания, мнения группы разделились. Так как на первом уроке они вспоминали алфавит, простые фразы и несложную грамматику, студентки Лидия и Керн, возможно, пользовались знаниями со школы, им было легко и не приходилось напрягаться для достижения результатов. Но это только начало, посмотрим, насколько легко им будет с носителем языка! Ирина, Елена и Ольга ответили, что могли бы приложить больше усилий и старания, и поверьте, у них еще будет такая возможность! Мария написала, что она выложилась на все 100 процентов.

Что касается самих заданий, тут студенты отметили, что все задания были полезны и важны. Трудности вызвали такие задания, как отработка правильного произношения, воспроизведение фраз по памяти и запоминание команд.

Что касается их преподавателя Ксении, вся группа единогласно отметила, что они получили достаточно персонального внимания с ее стороны и если им было трудно, Ксения всегда приходила на помощь.

Итак, после первого урока все студенты ушли довольные, с желанием прийти на следующий урок, который, кстати сказать, будет вести Вильям – преподаватель из Англии. Так пожелаем же группе удачи! Ну а вы, дорогие друзья, не пропустите следующие отчеты! Будет жарко!

Урок 2

Восемнадцатого сентября состоялся второй урок экспериментального экспресс-курса. В этот раз всё было предельно серьезно - преподавал настоящий британец WIlliam! Явка была 100%, все семеро участников оценили свои успехи по предложенным опросникам. Вот выводы:
  • Большинству студентов было скорее любопытно, только пара человек испытывали тревогу или страх
  • Все студенты считают, что учителю удалось расположить их к себе 
  • Большинство студентов в итоге смогли избежать излишнего напряжения по поводу того, что не все понимали
  • Многим удалось применить новые фразы, выученные ранее
  • Соответственно, большинство студентов, несмотря на малый уровень, смогли что-то сказать учителю, даже зная, что могут совершить ошибки
  • Все так или иначе считают, что общение с носителем языка состоялось, однако у некоторых с трудом. Тем не менее, это очень приятно:) 
  • Почти для всех этот урок был сложнее, чем предыдущий
  • Немного об успехах отдельных студентов:
    1) Мария и Елена поначалу испытывали тревогу, но преподавателю удалось разрядить обстановку доброжелательным поведением. Им удалось не напрягаться, из-за того, что они не могут понять каждое слово. А также удалось употребить фразы, выученные ранее. Они пытались что-то еще сказать учителю, ведь за этим они сюда и пришли. Их разговор с иностранцем однозначно состоялся, однако они поняли, что им еще учиться и учиться.
    2) Галине, как и большинству других участников, было скорее любопытно, а если и была какая-то напряженность, то она очень быстро прошла. Однако она всё же считает, что ей с трудом далось общение.
    3) Лидия и Ольга испытали некоторые трудности в беседе. Одна из девушек так и не осмелилась что-то сказать преподавателю, а другая сделала только одну неудачную попытку. Не страшно! Для того и сделан экспресс-курс, чтобы сломать этот барьер. Мы уверены, что в будущем нашим студентам станет легче!
    Будем следить за их успехами! 

    Урок 3

    Третий урок прошел удачно, хотя на этот раз было только 6 человек - не вся группа.
    Мы спросили Ксению, которая вела этот урок, что она думает. Ее ответы:
    - "Студенты совершенно точно не скучают на уроках."
    - "Конечно скорость работы у всех разная, да и начальный уровень тоже не совсем равный, все же английский у нас преподают и в школах. Не все одинаковые. Есть те, кто не знал даже алфавита, есть те, кто уже знал цифры на момент начала занятий."
    - "Да и в целом люди разные. Группа подобралась из уже сложившихся людей, кто-то легче идет на контакт с другими, а кому-то проще было бы работать одному. Однако есть более общительные студенты, кто разряжает обстановку."
    - "Конечно эти занятия помогут людям в общении при поездках за рубеж, хотя конечно мы не ожидаем, что кто-либо начнет писать сонеты через месяц".

    А вот результаты опроса:
    Все студенты согласны с тем, что уроки становятся сложнее. Однако, мнения разделились: для кого-то уроки стали лишь чуть-чуть труднее, а для кого-то заметно. Все согласны с тем, что они успевают закрепить материал предыдущих занятий, хотя есть некоторая потребность в речевых упражнениях на конкретные фразы. Почти все хорошо привыкают к своей группе, и почти все понимают инструкции, которые дает преподаватель на английском. Однако программа все-таки не такая простая: только два человека на этом уроке дошли до выполнения дополнительных заданий, (заданий, которые они делают, если успели выполнить все остальные). Хотя возможно это человеческий фактор: большинство студентов считают, что могли приложить больше усилий. Кроме Лидии, студенты согласны с тем, что абсолютно все задания, которые давал учитель были полезны. Лидия же считает, что ей не очень пригодилась работа в парах с цифрами. Одновременно для многих других работа с цифрами была одним из самых сложных заданий. А вот Елена и Лидия самым сложным считают правильное произношение.

    Любопытно, что на вопрос, "Устали ли вы после урока" все дали разные ответы. По десятибалльной шкале от 1 до 10, были выставлены следующие отметки: 1, 3, 3, 5, 7, 8. В целом, это говорит о том, что есть еще место для маневра.

    Пара человек попросили дополнительное домашнее задание.

    Урок 4

    28 Сентября прошел урок №4 Экспресс-курса, иначе известный как "Второй урок с иностранцем". В конце урока участники получили наши традиционные анкеты, и вот их результаты:
  • Все студенты находят уроки с носителем языка полезными. Однако, по-разному: часть группы считает, что русскоязычный и англоязычный преподаватели одинаково полезны, вторая часть считает, что весь смысл курса именно в англоязычном преподавателе. Одна девушка сказала, что испытывает трудности в общении с иностранцем
  • Мы даем студентам работу с партнером. В этот раз мы задали вопрос: "Кто чаще говорит при работе в паре?" Ответы были слегка удивительны: часть группы считает, что раз на раз не приходится, часть группы считает, что чаще говорит партнер. Только одна студентка честно призналась, что чаще говорит она. Таким образом, тех, кому кажется, что их партнер более активен - большинство
  • На вопрос "пытаетесь ли вы дома читать вслух новые фразы и слова из предыдущих уроков" ответы также поделились на две части: четыре студента уже так делают, трое собираются так делать. Нам стоило дать эту подсказку раньше)
  • Радует, что увеличивается количество студентов, которые на уроке получили и выполнили дополнительные задания
  • Хотя при этом не все считают, что старались на максимум. Четыре участника из семи ответили, что могли приложить больше усилий
  • При этом уровень усталости соответствует стараниям: те, кто больше работал на уроке, в конце занятия поставили близкую к максимальной степень усталости
  • Урок 5

    Репортаж об этом уроке пишет Ксения — русскоязычный преподаватель курса.

    Наш пятый урок начался с повторения пройденного материала. В частности, нужно было отгадать зашифрованное слово, например: sictie (cities). В таком задании очень важны навыки правописания (spelling)!

    Затем, во время проверки домашнего задания, возникли вопросы. Студенты жаловались на незнание слов. «Мы такое слово не проходили» — услышала я. Друзья, давайте использовать словари! Открывайте словарь каждый раз, когда встречаете при выполнении домашнего задания незнакомое слово, и ваш "багаж знаний" будет пополняться.

    На занятиях мы иногда для разминки играем, в том числе и в этот раз. Мы играли в простую игру — домино. Кто бы мог подумать, что победить в ней поможет знание цифр на английском. (наше особое домино использует наполовину классические точки, а наполовину — записанные английскими словами числа)

    Следующим пунктом в программе было видео-задание, что очень заинтересовало студентов. И хотя при первых непонятных словах энтузиазм немного угас, мы не унывали и добились поставленной цели, а именно, услышать и записать продиктованные по буквам имена (популярный способ называть свое имя для записи в англоязычных странах).

    Новой информацией на занятии был список стран и городов, названия которых студенты пытались предположить, используя языковые догадки (опознать слова, опираясь на контекст или похожие слова в своем языке). Затем при работе в парах и группах у них была возможность применить новые слова при ответе на простые вопросы, к примеру: Where are you from? Is she from Spain?. Это задание привнесло положительные эмоции, так же как и новый вопрос: How old are you? В рамках задания студенты также могли пофантазировать в какой стране они хотели бы жить и сколько им лет в душе.

    Завершающим этапом в работе было упражнение: за 5 минут вспомнить и записать как можно больше изученных слов и выражений из предыдущих уроков. Результат получился довольно интересным: кому-то удалось вспомнить целые диалоги, а некоторые написали фразы примитивной транскрипцией, что тоже можно назвать успешным выполнением задания, т.к. это показывает, что студенты знают эти слова и фразы и могут их употреблять.

    В целом, можно сказать, что прогресс нашей группы заметен и есть определенная уверенность в дальнейшем успехе!

    Урок 6

    После шестого урока (уже третьего урока, который у группы вел иностранец), мы провели наш традиционный опрос. И вот результаты:
    1) "Ощущаете ли Вы спад энтузиазма спустя 3 недели после начала занятий?"
    Большинство студентов считают, что первичный энтузиазм несколько угас, но на смену ему пришел спокойный рабочий процесс. Пара человек только прибавили в своем желании учиться, но одна студентка призналась, что ей тяжело дается материал.
    2) "Оправдались ли ваши ожидания?"
    Преимущественно ожидания относительно экспресс-курса оправдались. Однако были и исключения: для некоторых курс оказался сложнее, чем они думали, а одна девушка сообщила, что совсем по-другому представляла себе эти занятия, когда шла к нам учиться. К сожалению она не сообщила как именно.
    3) "Нужно ли сохранять, замедлить или увеличить темп подачи материала?"
    Все студенты согласны с тем, что объем материала достаточный, не нужно ни больше, ни меньше.
    4) "Приходит ли к Вам постепенное осознание, что английский усваивается через постоянные речевые упражнения, а не через зазубривание?"
    Не все наши студенты согласны: примерно половина группы считает, что если не учить дома, то речевые упражнения им не помогают, и нужно как зубрить, так и практиковаться.
    5) "Как вы заметили, Экспресс-курс имеет отчетливую практическую направленность. Грамматические правилиа занимают очень небольшую часть от всего материала. Что Вы об этом думаете?"
    Большинство студентов полностью устраивает практическая направленность курса, а грамматикой они планируют заняться позже. Часть группы и вовсе не хочет учить правила - они любят только разговорные упражнения! В целом же участники курса полностью полагаются на учителей.

    Уроки 7-12. Середина курса

    Добрый день, друзья!
    Вот уже прошла половина экспресс-курса! Немало часов занятий позади, огромная работа уже проделана, но можно ли сказать, что наши студенты уже выучили язык и готовы учиться или работать за границей? Пока что нет.

    Но, скажет наш читатель, неужели этот путь пройден зря? Экспресс - это же должно быть быстро?

    Давайте постараемся понять, что же происходит с нашей экспериментальной группой, какие трудности встретились им на пути к успеху, и насколько они в рельности приблизились к поставленной цели.

    Когда мы только начинали, группа состояла из 7 человек. Все они прошли тестирование и были определены нами как "Beginner" (начинающий) - то есть те, кому действительно нужно изучать английский язык с самого начала. Однако, это не означало, что их стартовые позиции были равны. И на этом уровне люди могут отличаться. Следующие факторы оказывают влияние на их успехи:

  • Школьное образование
    Два участника курса учили английский в школе. Обе студентки учили алфавит, а также обладали небольшим запасом английских слов. Два других участника, однако занимались в школе немецким, и им пришлось учить с нуля даже английский алфавит. Для остальных эта попытка изучить английский язык тоже первая
  • Предрасположенность к языкам
    Явление, которое наш тест не может определить - насколько легко будет человеку учить язык? Некоторым приходится прилагать значительно больше усилий в изучении английского, чем математики. Ничего не поделаешь - это жизнь
  • Усидчивость и трудолюбие. Фактор, который тоже не определяется входным тестом, а только в процессе обучения. Не все участники экспресс-курса могут похвастаться высокой усидчивостью. Некоторые очень быстро сдаются, если им трудно.
  • Сегодня, когда половина уроков уже позади, эти особенности стали намного заметнее. Занятие за занятием мы могли наблюдать за нашими студентами и взаимодейстовать с ними, и теперь, основываясь на опросах, можем сделать некоторые выводы:

    1) Для человека уже взрослого, привыкшего к российской образовательной системе, наша программа недостаточно академична. Части студентов не хватает зубрежки, постоянных повторений, неторопливой отработки, пояснений на русском языке. Как минимум две студентки недовольны недостаточным уделением внимания правилам чтения. 

    2) Студенты со временем устают от двухчасовых интенсивных занятий и быстрого темпа работы. Большая часть группы привыкла к этому, но считает, что продолжать в таком темпе целый год не смогли бы. При том, что многие после урока вовсе не чувствуют себя уставшими.

    3) Кто-то ищет легкие пути. Это связано с особенностью экпресс-курса - мы обещаем научить студентов общению в простых ситуациях - в аэропорту, ресторане, гостинице. Еще рано говорить о том, насколько мы выполнили свое обещание, хотя наши студенты уже совершенно точно могут понимать, что им говорит преподаватель-англичанин, а также сказать несколько слов, задать простой вопрос. Но здесь и кроется проблема - многим просто не нужно большего. Люди задают вопросы, такие как: "А зачем мне это? А то? Это слишком сложно, в жизни я бы воспользовалась арабскими цифрами вместо того, чтобы вслух произносить их". 

    4) В целом, студенты довольны курсом. Группа сработалась, сдружилась с преподавателями. Все студенты посещают занятия, делают домашнее задание, проверяют значение новых слов в переводчиках и словарях, а также выполняют задания на уроке.

    Будем работать дальше! Главное - не расслабляться.

    Урок 13

    Урок под номером 13 начался интересно: одна из студенток вернулась из поездки во Вьетнам, и радостно делилась своими впечатлениями перед уроком. Ксения спросила, была ли у нее возможность говорить на английском языке? Она ответила: "Нет, не было, так как во Вьетнаме они на английском не говорят особо. Общались жестами."

    Началось же занятие с проверки материала прошлого урока. Проверяли с помощью карточек с фразами, по которым нужно было составить простой вопрос. Вопрос должен был получиться с формой ответа "да/нет", например Do you like dogs? Ответить нужно было просто: "Yes, I do" или "No, I don't"

    Ксению порадовало то, что одна из участниц курса проявила инициативу, по собственному желанию ответив на заданный вопрос развернуто: ("No I don't, I like cats"). Она предложила и остальным сделать так же, и группа с радостью согласилась. Студенткам очень понравилось, когда у них получалось сказать целое предложение.

    Затем началось изучение новой темы. (There is, There are). На предыдущих уроках группа проходила названия продуктов, и здесь у них была возможность сообщить, какие продукты лежат в холодильнике. У студентов не возникло проблемы с исчисляемыми/неисчисляемыми продуктами, хотя некоторые как всегда хотели бы упростить фразы до минимума (исключив всякие "лишние" слова вроде "some"). Помогли понять тему аналогии в русском языке - ведь, хотя мы часто исключаем лишние слова, всё равно мы тоже при исчислении предпочитаем пользоваться уточнениями "пакет молока, булка хлеба", а не просто говорить "2 хлеба" (хотя некоторые и так делают).

    И, ближе к концу занятия, группа поделилась на пары, которые по очереди отрабатывали диалог "официант-посетитель". У одной студентки были трудности в понимании этого диалога, но Ксения помогла ей справиться.

    В итоге, можно сказать следующее: несмотря на то, что не у всех стартовые позиции были одинаковы, к этому уроку студентки уже могут общаться почти на равных.

    Экспресс-курс закончился! 

    На последнем уроке мы попросили присутствующих участников (к сожалению, на последнее занятие пришли не все) написать небольшие отчеты об экспресс-курсе. 

    Результаты опросов вы можете найти по ссылкам (файлы в формате pdf):